
Многие люди уверены в том, что существует некая технология «влияние 25-го кадра». Она позволяет вставлять в кино, телепередачу или видеозапись дополнительный кадр. Этот кадр может содержать послание в подсознание зрителей. Уверенность в существовании такой технологии возникла благодаря многочисленным публикациям в «жёлтой прессе» и околонаучных изданиях.
Суть технологии вот в чём. Обычная частота видеозаписи — 24 кадра в секунду. Таким образом дополнительный «25-й» кадр может проникать прямо в подсознание, а зритель его даже не заметит. Следовательно можно внедрять в мозг зрителей рекламные или какие-либо идеи массовой пропаганды. Но правда ли это?
Американский маркетолог Джеймс Викари заявил в 1957 году, что он провёл эксперимент. В ходе эксперимента зрители одного из кинотеатров видели «25-й кадр» с рекламой газировки и призывом купить ещё поп-корна. Этот кадр показывали им с помощью некоего специального оборудования. Эксперимент продолжался несколько месяцев. В результате продажи напитка и поп-корна выросли от 10% до 50%! Новость быстро облетела весь мир. Изобретатель «25-го кадра» даже успел организовать своё рекламное агентство и неплохо заработать.
Тем не менее, попытки других исследователей повторить опыт не удались. Наоборот, они не выявили никакой разницы между группами, которым транслировали «25-е кадры» и группами, которым показывали обычные фильмы. Исследования профессионалов показали, что:
- любой зритель легко замечает «25-й кадр»;
- любая информация или реклама, показываемая столь быстро, отсекается мозгом как не важная и, следовательно, не может как-либо существенно влиять на принятие человеком тех или иных решений или убеждений.
В 1962 году, автор метода Джеймс Викери сознался, что сфабриковал результаты эксперимента. А сам эксперимент он даже не проводил.
Несмотря на это, в 90-х «желтая» пресса вспомнила этот миф. Он активно распространялся на протяжении долгого времени. Появились страшилки про «зомбирование населения». Про ускоренные методики изучения иностранных языков. Даже про лечение различных заболеваний (того же алкоголизма) с помощью «25-го кадра»! Некоторые страны даже ввели запрет на использование скрытой рекламы, «которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание».
В начале 2000 годов один из моих любознательных знакомых провел свои эксперименты по этому вопросу. Он написал программу, которая позволяла менять скорость воспроизведения видеоролика от одного до нескольких сотен кадров в секунду и вставлять в видеоролик через любое количество «родных» кадров лишний кадр с какой-либо надписью или картинкой. Так вот, этот самый лишний кадр я сам отчетливо видел при скорости и 25, и 50, и 100, и 150 кадров в секунду.
Таким образом, все рассказы о манипуляции сознанием, массовом внушении, методиках обучения и т.п. с помощью технологии «влияние 25-го кадра» — сплошная выдумка и враньё.
Интересно